Однако, почему при сохранении структуры деятельности, не всякая деятельность становится потребностью? Почему многие школьники не хотят учиться? Почему не удовлетворяется потребность в учебной деятельности? Почему учебный труд для многих носит принудительный характер? При каких условиях потребность к нему может развиваться? Как и всякий труд, учебный труд так же соотносится с классическим определением отчужденности и разделении труда. Например, увлечение техническим творчеством или компьютером носит добровольный характер, отсутствует принуждение, удовлетворяется потребность в любительской деятельности (я хочу и я
Попытаемся рассмотреть строение учебной деятельности, найти ключевые положения качества обучения. Ученые (психологи и педагоги) установили, что любая деятельность человека, в том числе и учебная, включает следующие этапы: возникновение потребности; целеполагание; планирование деятельности; конкретное исполнение плана (осуществление практических действий); самоконтроль и удовлетворение потребности путем использования или присвоения созданного продукта деятельности.
Одним из основных направлений учебной деятельности является сознательное и самостоятельное составление учащимися ориентировочной основы действия (системы ориентиров и указаний, посредством которой выполняется данное действие). Как указывают ученые в области педагогики и психологии, процесс учебной деятельности основывается на принципе содержательного обобщения, когда знания общего характера предшествуют знаниям частного и общего характера. Это значит, что изучение какого-либо раздела начинается с ознакомления учащихся с общими, абстрактными основами этого раздела знаний, которые в процессе их развертывания постепенно обрастают конкретными и частными фактами и знаниями. Учебная деятельность уникальна, потому что именно она составляет основу овладения любой другой деятельностью и является внутренней неотъемлемой частью любой другой деятельности. Прежде, чем осуществлять какую-либо деятельность, необходимо овладеть ею в условиях учебной деятельности. Качественное овладение учебной деятельностью приумножает успешность любой деятельности человека в процессе жизни.
На практике чаще всего уделяется внимание получению знаний, нахождению точного ответа, а не способам решения задач. Интересы учащихся с особенностями психофизического развития лежат в сфере получения ответа «правильно», «неправильно». Для того, чтобы учащийся сознательно овладел новыми понятиями и способами действий, нужно вместе с ним выявлять происхождение вновь вводимых понятий и действий, показывать их необходимость, выявлять теоретические основы усваиваемых действий. Это означает, что знания не должны даваться в готовом виде, что изучение нового понятия, нового раздела должно начинаться с мотивационного введения, с разъяснения, «для чего, почему и зачем» изучать данный учебный материал.
Совершенствование работы учителя по формированию у школьников учебной деятельности требует создания определенных условий, которые выражаются в органическом соединении ее содержательного и процессуального компонентов, в усвоении принципа способа действий. В соответствии с теорией учебной деятельности главным содержанием обучения должны быть общие способы действий по решению широкого класса задач, чтобы деятельность учащихся была направлена на овладение этими общими способами.
Учебная деятельность это основная форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Именно в процессе учебной деятельности учитель учит ученика учиться, подчиняясь определенным педагогическим условиям и правилам.PИменно эта деятельность при обязательном руководстве и при ее формировании учителем, приводит ученика к самостоятельному овладению знаниями, к возможности приобретать знания по мере необходимости и вне привязанности к конкретным знаниям, которые могут оказаться забытыми учеником или отвергнуты временем. Осуществляемая четкая цель формирования у школьников учебной деятельности приводит их к самостоятельному обращению к нужным суждениям и действиям в зависимости от изучаемого материала и решаемой конкретной задачи.
Статья Формирование учебной деятельности у ребенка опубликована 14 Окт 2012 в рубрике « , »
Формирование учебной деятельности у ребенка
Мы серьезно относимся к конфиденциальности.Ваш e-mail адрес не будет передан третьим лицам.
Информационный ресурс
Вся логопедия » Формирование учебной деятельности у ребенка
Комментариев нет:
Отправить комментарий